Честные франшизы в РФ. Что нужно знать при выборе франшизы.

Автор:

ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Франчайзинг - вид отношений между субъектами, когда одна сторона передает другой стороне за вознаграждение (паушальный взнос) право на определенный вид бизнеса. Обычно так тиражируются успешные бизнес-проекты в разных сферах экономики. По сути это способ купить франшизу (успешную, раскрученную) как готовый бизнес, и получать прибыль для нового владельца.

Франшиза - объект договора франчайзинга, состоящий из прав использования бренда и/или бизнес-модели владельца Франшизы, для создания и ведения бизнеса, с целью получить прибыль.

В России с каждым годом увеличивается количество франшиз, как и доля отечественных компаний, которые предлагают данный бизнес. Франчайзеры стали активнее идти в регионы, работая по входящим заявкам и тщательнее выбирать партнеров, ведь выгоднее сотрудничать с сильным и опытным игроком. В последние годы в структуре российского франчайзинга стремительно развивается сфера услуг, причем в основном в сегменте В2В. Отличить предложение честной работающей Франшизы от бизнеса, созданного с целью получить с доверчивого клиента деньги за мнимую Франшизу в виде различных вносов, достаточно сложно. Портал ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС с помощью экспертов попытается разобраться в данном вопросе.

Мы попросили дать ответы директора по развитию СДЭК Сергея Егорова:

- Как построен рынок франшиз в РФ?

В России сегодня более 40 000 компаний работает по франшизе. Количество франшиз на рынке в целом в разных ценовых сегментах – более 1000. Этот рынок растет примерно на 40% в год. Очень много организаций, популярных в своей нише, являются компаниями-франчайзерами. Часто клиенты даже не в курсе, что их любимая сеть состоит в большей мере из франчайзи, а у головной компании есть лишь пара своих точек. На данный момент на российском рынке франшиз есть несколько направлений, которые наиболее распространены. Это франшизы салонов красоты, компаний предоставляющих медицинские услуги (в том числе и лабораторная диагностика), продажа продуктов питания, образовательные услуги для детей, кафе или рестораны и туризм. Помимо «попсовых» направлений есть уникальные франшизы, которые во многом (помимо финансовой привлекательности) являются имиджевыми. Наиболее востребованные ниши среди предпринимателей, по данным Российской ассоциации франчайзинга, – сфера ЖКХ и транспорт, а ценовой сегмент – до 1 000 000 рублей.

- Почему франшиза популярна в России?

- Значительно меньше бизнес-рисков. Можно пользоваться опытом компании – франчайзера.

- Не нужно много тратить. Рынок франшиз характеризуется невысокими оборотными средствами.

Замечено, что франчайзинг продолжил развиваться даже в кризис. И это связано с тем, что многие компании увидели во франшизе путь к росту в условиях снижения доходов. Для потенциальных франчайзи это тоже плюс, поскольку в условиях кризиса выживают только эффективные бизнес-модели.

- Существует ли разделение на честные франшизы или нет? Как не попасться на удочку мошенников?

Официального разделения, конечно, нет. Но есть нечестные предприниматели, которые пытаются заработать на доверчивых и не очень опытных в бизнесе людях. Поэтому, приняв решение начать бизнес по франшизе, внимательно выбирайте партнеров.

  • Собирайте информацию прежде, чем отдать свои деньги. Внимательно читайте отзывы в интернете. Изучите рейтинги франшиз.
  • Подробно ознакомьтесь с предложением франчайзера. Сколько лет он в бизнесе? Насколько он опытен? Сколько точек продаж товаров или услуг он открыл? Покупая франшизу, в первую очередь вы получаете именно опыт франчайзера и алгоритм действий, который поможет вам успешно развивать бизнес и не набить шишек.
  • Обращайте внимание на сборы франчайзера. Вас должно насторожить, если франчайзер ориентирован только на паушальный взнос (особенно в крупном размере) и не берет роялти. Франшиза – это всегда игра в долгую. Если франчайзер хочет получить разово крупную сумму, с большой долей вероятности перед вами мошенник.

Портал ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС настоятельно рекомендует использовать официальные данные при проверке компании-Франчайзера. В рейтинге ЧЕСТНЫЕ ФРАНШИЗЫ представлены компании и ссылки на официальную информацию по владельцам Франшизы. Любой Пользователь может самостоятельно оценить благонадежность компании на основании простого алгоритма по проверке Контрагентов .

По мнению Андрея Попова, Сабвэй Россия (Subway Russia) «…очень важным критерием выбора Франчайзера является раскрытие "франчайзером" перед будущим "франчайзи" достоверной финансовой информации по франчайзинговой модели и предоставление контактов действующих франчайзи до подписания договора. Наличие официального публичного и открытого специализированного франчайзингового ресурса с публикацией формы собственности Правообладателя (франчайзера), контактов и номера регистрации товарного знака со ссылкой на открытый Реестр Товарных знаков Роспатента, который является предметом франчайзингового договора».

Отметим, что наличие максимального объема информации о компании, поможет сделать правильный выбор партнера. Доверяйте компаниям, которые раскрывают о себе максимум информации.

«Есть разные типы франшиз, с точки зрения юридического оформления…» - комментирует Сергей Картинцев, операционный директор Anvio VR – «…в законе прописана напрямую лишь форма коммерческой концессии. Однако на практике применяются еще три формы оформления: Лицензионный договор, когда франшизодатель или фрачайзер дает права на использование товарного знака и других авторских прав; Форма дилерства (пример автодилеры), когда франшизополучатель завязан на поставке уникальных товаров или услуг (основные средства остаются у франчайзи - но франчайзер может прекратить поставки); филиальная сеть - где франчайзи становится директором филиала (может быть снят с должности в любой момент). Исходя из того, что все три типа можно назвать с юридической точки зрения имеющими право на жизнь, то можно сказать так: честные франшизы - это те, которые предоставляют все обещанное и записывают в договоре все проговоренные детали. А НЕ честные - это все остальные».

В результате полученных пояснений и комментариев от экспертов, можно сделать вывод, что рынок Франшиз, как и любой другой в РФ строится на правильном выборе Партнера – Франчайзера.

Портал ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС рекомендует сравнивать данные, которые предоставляет о себе компания на своих ресурсах с информацией из официальных источников. В этом случае потенциальный партнер Франчайзера, будет обладать полной информацией о Франшизе и компании ее предлагающей. Если учесть все рекомендации, правильно подойти к выбору Франшизы, изучить максимум открытой информации, можно получить действительно прибыльный и успешный бизнес.

Удачи Вам и Вашему БИЗНЕСУ!

Ваш ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.