Как отстоять свои интересы у монополистов-энергетиков...

Автор:


Управляющий партнер, адвокат

На протяжении десятилетий в России функционирование естественных монополий неизменно было связано с рядом проблем, таких как установление ценового и административного диктата потребителям, завышение тарифов, нарушение прав потребителей, торможение эффективного развития рынка услуг при отсутствии конкуренции.

Конечно плюсы естественных монополий в трудоемких отраслях, таких как топливно-энергетический комплекс, водоснабжение, железные дороги, неоспоримы, ведь необходимость следовать единым стандартам и снижать издержки за счет эффекта масштаба, возможно, реализовать как раз за счет таких структур и иерархий. Однако для конечного потребителя пользование услугами естественных монополий очень часто связано с тем, что на него неправомерно перекладываются отраслевые издержки, тарифы исчисляются по максимальному уровню, притом, что в обратную сторону потребители влиять на процесс не могут.

Так если рассмотреть энергетическую отрасль, то потребители электроэнергии - и компании и физические лица являются ответственными за измерительные комплексы и приборы учета, при этом полномочий по самостоятельной проверке и онлайн-мониторингу у них нет. В ситуациях поломки, нарушения пломбирования, сбоев показаний, нормативные акты энергоснабжающая организация трактует с позиций максимальных штрафов за безучетное и бездоговорное потребление, что в частности для потребителей-юридических лиц иногда грозит миллионными штрафами.

Но в настоящее время все больше потребителей, в основном это пока компании, обращаются за помощью к квалифицированным юристам по  защите своих прав и возвращают значительные суммы за неверную тарификацию электроснабжающей организации, производится перерасчет сроков бездоговорного и безучетного потребления, корректируются тарифы и условия потребления.

В качестве примеров успешной юридической практики в спорах с естественными монополиями на рынке энергетики можно назвать выигранные споры у гиганта рынка АО «Мосэнергосбыт» (МЭС) юридической компанией «Кирюхин и партнеры», защищавшей интересы компаний-потребителей электроэнергии.

Так в первом споре, рассматривалось дело, когда Мосэнергосбыт выставил потребителю электроэнергии - юридической компании иск о взыскании задолженности в размере более двух миллионов двухсот тысяч рублей, ссылаясь на выявленный в ходе плановой проверки дефект - было отломано пломбировочное ушко на испытательной коробке электросчетчика.

Указывая на возможный доступ за счет этого дефекта к вторичным цепям, Мосэнергосбыт произвел перерасчет энергопотребления по нормативам  безучетного  потребления в соответствии с  основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии и обратился с иском в суд.

Арбитражный суд г.Москвы отказал АО «Мосэнергосбыт» в удовлетворении заявленных требований, согласившись с доводами юристов компании «Кирюхин и партнеры» о том, что повреждение пломбы на испытательной коробке не может быть отнесено к безучетному и бездоговорному потреблению, поскольку истец не доказал, что испытательная коробка является прибором учета. Также было указано,  что данное повреждение не привело к вмешательствам в прибор, способным привести к безучетному потреблению электроэнергии и среднемесячный объем потребления электроэнергии ответчиком не изменялся, а  оплата электроэнергии производилась ответчиком за фактически принятое им количество энергии.

Однако далее АО «Мосэнергосбыт» обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд города Москвы, который отменил решение суда первой инстанции, а заявленные Мосэнергосбытом требования по иску удовлетворил,  исходя из положения, что достаточно установить факт повреждения на приборе учета (системе учета) для установления безучетного потребления и взыскания задолженности с потребителя.

Юристы компании «Кирюхин и партнеры», не согласившись с постановлением апелляционного суда, обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой и просьбой отменить постановление апелляционного суда, т.к. при рассмотрении дела не было учтен факт того, что  испытательная коробка не относится к приборам учета.

По результатам рассмотрения дела Арбитражный суд Московского округа, оценив представленные в дело доказательства, признал факт, что испытательная коробка не относится ни к приборам учета, ни к измерительным комплексам, ни к системе учета, поскольку не имеет функции измерения электрической энергии. Также арбитражный суд пришел к выводу, что апелляционный суд не опроверг доводы суда первой инстанции со ссылкой на нормы права,  поэтому решение апелляционного суда было отменено, а  решение суда первой инстанции оставлено в силе.

Таким образом, требования юристов компании «Кирюхин и партнеры» были удовлетворены в полном объеме, а в иске АО «Мосэнергосбыт» к компании-потребителю о взыскании суммы более двух миллионов рублей было отказано.

В следующем споре с АО «Мосэнергосбыт» (МЭС) юридическая компания «Кирюхин и партнеры» также представляла интересы компании-потребителя электроэнергии,  выступив с иском к АО «Мосэнергосбыт» о взыскании неосновательного обогащения на общую сумму более двух миллионов рублей, а также возмещения судебных расходов и расходов на оплату услуг эксперта.

Ранее «Мосэнергосбыт» в ходе проверки измерительного прибора компании-потребителя выявил дефект трансформатора тока прибора учета и по результатам составленного акта, произвел перерасчет потребления неучтенной электроэнергии за год на основании максимального потребления. Потребителю был выставлен счет на доплату в размере двух миллионов шестьсот тысяч рублей, который был оплачен потребителем в установленный срок. Далее компания-потребитель электроэнергии обратилась к юристам компании «Кирюхин и партнеры» для защиты своих интересов по неосновательному обогащению МЭС.

Рассмотрение дела производилось судами нескольких инстанций, как и в первом споре. На основании иска компании «Кирюхин и партнеры»  о неосновательном обогащении МЭС в размере двух миллионов рублей была проведена судебная экспертиза. По результатам был скорректирован и уменьшен период безучетного потребления клиента, так как были проанализированы и выявлены нарушения плана-графика проверок со стороны АО «Мосэнергосбыт», а также  уточнена расчетная максимально допустимая токовая нагрузка.

По решению арбитражного суда иск юристов компании «Кирюхин и партнеры» был удовлетворен частично: с АО «Мосэнергосбыт» в пользу компании-потребителя было взыскано неосновательное обогащение в размере 817 тысяч рублей, а также пропорционально были взысканы расходы по оплате госпошлины и услуг экспертов. Кассационная жалоба АО «Мосэнергосбыт», в которой было указано на нарушение судом норм материального и процессуального права, была отклонена как направленная на переоценку доказательств, которые уже были приняты к рассмотрению как арбитражным, так и апелляционным судом.

Практика юридической компании «Кирюхин и партнеры» по успешной защите прав потребителей электроэнергетической отрасли включает работу и в других регионах России.

Так, представляя интересы компании-потребителя, имеющего производственный склад в Ленинградской области, юристы компании «Кирюхин и партнеры» обратились в арбитражный суд города г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к  АО  "Петербургская сбытовая компания" о взыскании более семисот тысяч рублей неосновательного обогащения за период с 2014 по 2016 гг., а также процентов за пользование чужими денежными средствами.

Основанием для выдвижения данных требований послужило применения тарифа, основанного на неверном определении  уровня напряжения в точке поставки электроэнергии на производственный склад. Законодательством РФ предусмотрена дифференциация ставки тарифа на услуги по передаче электроэнергии в зависимости от уровня напряжения в точке подключения потребителя к электросети сетевой организации.

В иске, поданном компанией «Кирюхин и партнеры» в интересах компании, владельца производственного склада, были подробно изложены параметры расчета тарифа в соответствии с законодательной и нормативной базой, а также действующими границами раздела балансовой принадлежности объектов электросетевой организации и энергопринимающих устройств потребителя с  указанием способа подключения потребителя к трансформаторной подстанции гарантирующего поставщика.

Дополнительно, с целью подтверждения своей позиции по делу, юристами компании «Кирюхин и партнеры» были направлены письменные обращения в ФАС России, МИНЭНЕРГО России относительно правильности определения тарифов на поставленную электроэнергию, и в своих ответах уполномоченные органы подтвердили позицию истца по данному делу.

В целях урегулирования данного спора было заключено мировое соглашение о выплате АО  "Петербургская сбытовая компания" в пользу компании-потребителя исковой суммы в размере более семисот тысяч рублей за неосновательное обогащение и половины уплаченной истцом государственной пошлины.

Таким образом, говоря о работе естественных монополий в разных отраслях российского рынка, к сожалению, следует отметить массовый характер практики нарушения прав потребителей. Однако в последние годы повышение правовой культуры и уровня юридической информированности общества  приводит к оздоровлению и регуляции многих рынков. В том, числе все больше прецедентов, когда потребители обращаются к юридическим компаниям, которые могут защитить  их права и отстоять интересы как конечных пользователей с использованием всей палитры законодательной и нормативной базы.

Специально для ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС