Химия команды. Как работать с разными типами сотрудников?

Автор:



Система Business Chemistry была разработана в США экспертами по социальной психологии личности Ким Кристфорт и Сюзанной Джонсон Викберг. Опыт применения этого метода типирования показала свою эффективность и универсальность для разных стран. Эксперты пришли к выводу, что успех работы команды зависит не столько от самих сотрудников и их индивидуальных способностей, сколько от руководителей, которые обращают внимание на различия между членами коллектива и умеют работать с разногласиями в коллективе.

«Химия команды» предполагает выделение четырех основных стилей работы, для каждого из которых предложена собственная стратегия развития команды и достижения общих целей.

«Пионеры» - творческий тип сотрудников , которые отличаются находчивостью и энергичностью. Они доверяют своей интуиции, любят соревновательность, умеют генерировать яркие идеи и способны к масштабному, стратегическому мышлению.

«Стражи» привержены строгому соблюдению порядка и уважают даже самые формальные правила. Они ценят стабильность, прагматичны и осторожны. В своей работе такие сотрудники учитывают каждую мелочь, ценят факты, а не предположения и опираются на практический опыт.

«Драйверы» умеют решать самые сложные задачи и двигают вперед все дело . Это решительный и даже категоричный тип людей, которым важен результат. Любые проблемы такие сотрудники решают прямо и решительно.

«Интеграторы» – прирожденные эмпаты , которые помогают повышать сплоченность команды. Их интересуют внутренние социальные связи, осознание взаимной ответственности. Это гибкие, дипломатичные люди, стремящиеся достичь согласия и гармонии в команде.

Как руководить различными типами?

В работе с разными типами сотрудников выделяют три основных направления:

1. Взаимодействие противоположностей

Личные отношения внутри коллектива часто бывают причиной напряжения между людьми противоположных типов. Они могут вступать в конфликты, которые мешают работе всей команды. Однако различия противоположностей могут и дополнять друг друга, повышая эффективность командной работы.

Так, «пионеры» легко выступают перед аудиторией, а «стражи» могут помочь с основательным подбором материала для презентации. Совместная работа двух типов улучшает результат каждого из них. Такой подход позволяет создать гармоничные рабочие пары из противоположных типов, которым можно поручать самые сложные проекты.

2. Возможность самовыражения для каждого

Даже если в коллективе доминирует определенный тип сотрудников, руководитель должен обращать внимание на всех, включая типы, которые остаются в меньшинстве. Иначе перекос в команде не позволит принимать взвешенные решения.

Далеко не все люди готовы выступать и идти против большинства, многим просто не комфортно высказывать свое мнение, другие боятся неодобрения коллег, кому-то может казаться, что другие выступившие знают больше их самих. В итоге человек, оказавшийся в меньшинстве, скорее наступит на горло собственной «песне» и согласится с остальными. Так команда лишится ценного мнения.

К каждому из типов сотрудников нужен особый подход для выяснения их позиции и мнения по важным вопросам:

- «Стражам» нужно предоставить достаточно времени и возможность изложить мысли в удобной форме – письменно или в виде отчета.

- «Пионеров» можно выпускать к микрофону, они прирожденные ораторы и умеют рождать мысли прямо в импровизации. Приготовьте маркерные доски, чтобы, обсуждая идеи «пионеров», записывать высказывания всех желающих. Заранее определите строгие временные рамки, иначе совещание затянется на весь день.

- «Интеграторам» важно выстроить хорошие отношения со всеми сотрудниками, их идеи основаны на понимании коллектива, интересов сотрудников. Они способны построить эффективную дискуссию и настроить рабочую атмосферу в коллективе.

- В общении с «драйверами» настройтесь на быстрый и деловой диалог. Им важен элемент состязательности — например, проведите «мозговой штурм» между конкурирующими группами.

3. Уделяйте внимание ранимым сотрудникам

Чаще всего интроверты и чувствительные люди оказываются «стражами» и деликатными «интеграторами». Это аккуратные, довольно замкнутые сотрудники, не готовые высказывать свое мнение пока их не спросят.

Однако такие сотрудники крайне полезны для коллектива и компании благодаря своим сильным сторонам. Они хорошо концентрируются, все делают тщательно и добросовестно, могут часами сидеть над задачей, которая кому-то покажется неразрешимой. В результате такой кропотливой работы интроверты не только решают «занудные задачи», но также находят чужие ошибки и просчитывают потенциальные риски.

Достучаться до интровертов бывает непросто, но все усилия окупятся. Эффективность их работы повысится, если оградить интровертов от стресса, им стоит давать больше времени, выделить тихое и уединенное рабочее место, чтобы никто не отвлекал интровертов.

Для разработки этой классификации разработчики тестировали и интервьюировали тысячи коллективов. Исследование показало, что разные типы сотрудников вдохновляют и раздражают разные аспекты работы. Бурные совещания, мотивирующие «пионеров», могут утомлять «стражей». Зачем тогда привлекать их к бесконечной коллективной работе, если им можно доверить кропотливые задачи?

Опытный руководитель должен понимать, как устроен его коллектив, чтобы находить сильные стороны каждого сотрудника и решать конфликтные ситуации. В итоге все члены команды смогут раскрыть свой потенциал, найти общий язык с каждым из коллег для обсуждения методов работы и поиска эффективных решений.

 

Специально для ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Вавина Елена

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора